МОУ «Платовская средняя общеобразовательная школа» Классный час на тему: Талант и труд VIII класс Разработала – Емельянова Ирина Анатольевна 2008-2009 учебный год Методика проведения: лекция учителя с рассказами учащихся. Воспитательные задачи: 1. Расширить у учащихся круг представлений о работе выдающихся ученых как о напряженном и постоянном труде. 2. Связать воедино два понятия — «талант» и «труд», разъяснить учащимся понятие о таланте как составном элементе труда. 3. Стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания. Подготовительный этап: 1. Поручить учащимся подобрать материал о том, как работали выдающиеся люди. 2. Заготовить плакат с высказыванием талантливой личности. 3.Подобрать материал психологического характера о способностях человека. 4.За несколько дней до классного часа, используя соответствующую учебную ситуацию, объявить, что ближайший разговор о жизни будет посвящен теме способностей человека и роли труда в их развитии. Содержательный материал классного часа. 1. Вступительная часть. И.Сельвинский О ТРУДЕ Во многом разочаровался И сердцем очерствел при этом. Быт не плывет в кадансах вальса, Не устилает путь паркетом.
За все приходится бороться, О каждый камень спотыкаться. О, жизнь прожить совсем не просто - Она колюча и клыкаста.
Но никогда не разуверюсь В таком событии, как труд. Он требователен и крут И в моде видит только ересь.
Но он и друг в любой напасти, Спасенье в горестной судьбе. В конце концов он — просто счастье. Сам по себе. Из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым — значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности. Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряженная деятельность может развить обычные способности до уровня таланта. 2. Основная (содержательная) часть. · Рассказ учащегося об истории становления таланта величайшего оратора Древней Греции Демосфена. С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление однако было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актерской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом — он завоевал славу лучшего оратора. Я: связь труда и таланта. Зависимость таланта от количества труда давно замечена. Великий изобретатель Эдисон говорил, что гений — это один процент вдохновения, а девяносто девять — потения. Если рассмотреть жизнь и деятельность великих мыслителей, то в этом легко убедиться. · Рассказ учащегося об Эдисоне, который до пятидесяти лет ежедневно работал в среднем по 19,5 часов, а при создании аккумулятора провел десять тысяч (!) опытов. · Рассказ третьего ученика о детских годах А. Эйнштейна, о том, как утешал своего племянника дядя Якоб, говоря, что не из каждого же, мол, получается профессор, о том, как упорно трудился в юности Альберт и как, уже будучи великим ученым, продолжал усиленно работать. · Рассказ четвертого ученика о мужестве И. Е. Репина: как уже в преклонном возрасте от постоянного напряжения у него начала сохнуть рука, как Репин научился работать левой рукой, приспособив палитру на шее при помощи особых ремней. Слово учителя: «Талант — это колоссальное трудолюбие. Талант — дитя настойчивого и громадного труда. И в этом можно убедиться не только на примере великих людей, но и на примере несостоявшихся талантов. К сожалению, в мире были и такие люди. Их способности гибли, не имея возможности развиться потому, что отсутствовал великий труд в жизни этих потенциально великих людей. В детстве почти все они имели задатки «вундеркиндов». Вундеркиндом называют ребенка, который с раннего возраста проявляет большие успехи в какой-либо деятельности: музыкальной, технической, литературной, спортивной. Вундеркиндом, например, был Моцарт: с трех лет началась его композиторская деятельность. · Рассказ о Моцарте. Вундеркинды подрастают, и то, что удивляло в них, когда они были детьми, перестает удивлять, когда они становятся взрослыми. Если огромным трудом эти дети успевали развить свою одаренность, то многие из них становились талантливыми людьми». Много усилий приложили, чтобы реализовать свой талант теперь знаменитые литераторы, о которых расскажут ребята. · Н.Рубцов. · В.П.Астафьев. · Рассказ учащегося об Ольге Скороходовой — слепоглухонемой, авторе книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», сегодня — научном работнике, о том, как, благодаря неимоверным усилиям, О.Скороходова максимально развила свои способности, как достигла высшего уровня образования, как отвоевывала в борьбе со своим недугом часть за частью окружающий мир. Чтение стихов О. Скороходовой: «Думают иные», «Письмо». Не надо думать, что для развития талантов не то время или нет нужных условий. Наши близкие и родные люди тоже обладают талантами и способностями. Леша – о дедушке, Лангаевом П.Н., Алена, Юлия. Слово гостям: Савлюков А.А., Мосолова Р.А. Как-то знаменитый русский врач С.П.Боткин во время лекции в медицинском институте сказал: «Резкое отклонение у человека от нормы есть не что иное, как болезнь». -Выходит, гениальность тоже болезнь? – послышался с галерки каверзный вопрос. Боткин мгновенно оценил шутку: -Разумеется болезнь. Только очень редкая, к сожалению, незаразная и не передающаяся по наследству, но, к счастью, неизлечимая. 3. Заключительная часть. Не из чистого любопытства обратились мы сегодня к вопросу «Талант и труд», с этим вопросом сталкивается каждый учащийся. И от того, как решит этот вопрос для себя каждый отдельный человек, зависит его судьба. Следует обратить внимание на то, что у каждого человека имеется предрасположение к какому-то виду деятельности. Но узнать об этом можно, лишь включившись в эту деятельность, которую надо осуществлять в полную меру сил. Каждый из нас обязан сегодня поставить перед собой вопрос таким образом: «Достаточно ли я делаю для того, чтобы развить свои способности?» Г.Виеру. Песня о руках. Вот смелые руки, Умелые руки, Веселые и загорелые руки, Красивые руки и сильные руки, - Они не выносят безделья и скуки, Они и ногам поскучать не дают. Вот руки, что с птицами рано встают, Постель убирают, взбивают подушку, Старательно моют под краном друг дружку, Находят, по локти влезая в росу, Цветы на лугу, землянику в лесу. То в поле они собирают колосья, То рвут в винограднике сладкие гроздья, То в них засверкают пила и топор, То скачет метла, подметая наш двор. А вечером к скрипке потянутся руки, И вот под руками рождаются звуки, Смычок веселится, и скрипка поет, И пальцы танцуют и пляшет народ. А темною ночью на белой постели Подушку они заменить захотели. Для оформления кабинета. Вязаные и вышитые салфетки, картины, портреты, другие изделия, выполненные родителями учеников. Гений — это один процент вдохновения, а девяносто девять — потения. Эдисон.
|